Проблематика и парадоксы оружейного коллекционирования в России
Так Глава VIII Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 №814 (ред. от 29.03.2019) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее 814-ПП) устанавливает определение коллекционирования оружия.
На территории Российской Федерации сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов юридическими и физическими лицами для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях (далее именуется — коллекционирование) осуществляются на основании лицензий, выдаваемых Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или её территориальными органами в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В вышеуказанном нормативно-правовом акте указан перечень видов оружия, который может являться коллекционным. Здесь мы его приводить не будем, отметим только то, что граждане РФ могут приобретать, а следовательно и коллекционировать, только гражданское оружие и боеприпасы к нему. Стоит отметить, что понятие «коллекционирование оружия и патронов» относится лишь только к лицензируемому направлению данной деятельности. Перечень видов оружия, который может относиться к коллекционному приведён в пункте 33 814-ПП, а в пункте 34 содержится перечень того, что не попадает в категорию коллекционирования (подразумевается лицензируемый статус). Но к сожалению, данные пункты содержат серьёзные противоречия, в том числе с Федеральным законом «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ (далее 150-ФЗ).
Начнём с того, что 150-ФЗ в в статье №1 устанавливает само понятие оружия: «Оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов». Из этого делается вывод, что, если устройство не имеет конструктивных возможностей для поражения цели, то это устройство не может быть оружием. В той же статье №1 есть и определение огнестрельного оружия: «Огнестрельное оружие — оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счёт энергии порохового или иного заряда». К тому же та же статья гласит: «К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее — конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия». Таким образом, очевидно, что определения данных понятий оружия и огнестрельного оружия опираются на функциональное и конструктивное назначение рассматриваемых устройств. Необходимо это запомнить.
Парадокс №1
К сожалению, после очередной редакции 150-ФЗ в 2012 году статья 3 стала содержать информацию, что к гражданскому оружию относится в том числе (далее приведено выборочно), пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж; оружие, используемое в культурных и образовательных целях: оружие, имеющее культурную ценность; старинное (антикварное) оружие; копии старинного (антикварного) оружия; реплики старинного (антикварного) оружия; списанное оружие. В целом, всё более менее понятно. Антикварное оружие и его реплики (т.е. новоделы) сохранили всё же своё функциональное назначение и могут называться оружием, согласно статьи №1 150-ФЗ. А что такое списанное оружие? Возвращаемся в статью №1 и там видим следующее: «Списанное оружие — огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие)» (абзац введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 113-ФЗ). Таким образом, определение понятия «списанное оружие» противоречит определениям понятий «оружие» и «огнестрельное оружие», ибо по определению «списанное оружие» не содержит признаков ни того, ни другого. Это парадокс №1.
Согласно статьи №13 150-ФЗ, Списанное оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, без получения лицензии, а Старинное (антикварное) оружие, копии старинного (антикварного) оружия, реплики старинного (антикварного) оружия, холодное оружие, имеющее культурную ценность, имеют право приобретать граждане Российской Федерации, имеющие лицензию на коллекционирование оружия.
Парадокс №2
Таким образом, видно, что оборот списанного оружия является не лицензируемым родом деятельности. Но согласно пункту «Г» и «Д» статьи №33 814-ПП, к коллекционному оружию может относится оружие, используемое только в учебном процессе, производство выстрела из которого без проведения специальных ремонтных работ невозможно (учебное оружие) и оружие, предназначенное для имитации выстрела из него специальными имитационными патронами, возможность использования в котором других типов патронов без проведения специальных ремонтных работ исключена (охолощенное оружие). Данная формулировка позволяет причислить к коллекционному оружию списанное оружие. Но какой в этом смысл, если оборот списанного оружия не лицензируется согласно 150-ФЗ? Кроме того, пункт «Ж» также гласит, что коллекционному оружию относятся патроны оружию, в том числе холостые и учебные оборот которых также подлежит лицензированию. Это парадокс №2. И, конечно, формулировка «может признаваться» оставляет какую-то непонятную недосказанность…
А что же по мнению 814-ПП не попадает под понятие «коллекционирования оружия и патронов»? Приведём статью №34 814-ПП полностью:
- Не признаётся коллекционированием и не подлежит лицензированию сбор и хранение:
а) оружия и патронов, предназначенных для осуществления производственного или учебного процесса, исследований, разработки, испытаний, либо их единичных экземпляров, изготовленных в указанных целях;
б) разрезных образцов оружия и патронов, восстановление рабочего состояния которых технически невозможно, патронов с просверленной гильзой без пороха и с пробитым капсюлем;
в) моделей оружия (конструктивно сходных с оружием изделий, воспроизводящих конструкцию оружия и имитирующих его действие);
г) конструктивно сходных с оружием изделий, не являющихся моделями оружия;
д) муляжей оружия и патронов (изделий, сходных по внешнему виду с оружием и патронами, конструкция которых не позволяет использовать их в качестве оружия и патронов).
Парадокс №3
Пункты «Б», «В», «Г» как-то очень напоминают пункты «Г», «Д», ибо речь может идти в том числе и о «списанном оружии». А пункт «Д» статьи №34 брат-близнец пункта «Ж» статьи №33, ибо НИКАКОЙ разницы между муляжом патрона и учебным патроном не существует. Это парадокс №3.
Парадокс №4
Также отдельно становимся на «списанном оружии». Согласно 150-ФЗ списанное оружие – это оружие, хотя оно не имеет признаков ни «оружия», ни «огнестрельного оружия», что уже отмечалось выше. Также мы уже знаем, что оборот данного «оружия» не подлежит лицензированию. Но если – это «оружие», то оно должно быть сертифицировано. Сертификация происходит на соответствие ГОСТу. В данном случае речь может идти о ГОСТ Р 50529-2015 «Оружие гражданское и служебное огнестрельное, устройства производственного и специального назначения. Требования безопасности и методы испытаний на безопасность», которые предъявляет достаточно жёсткие требования к учебному оружию, которые гораздо жёстче, чем к охолощённому оружию. И опять встаёт вопрос, являются ММГ (ММГ — макеты масштабно-габаритные, которые до 2012 года были в свободном обороте и согласно 150-ФЗ на тот момент относились к изделиям конструктивно схожими с оружием и не являющимися оружием) каким-либо оружием, ибо ни функционально, ни конструктивно не могут им являться? Это парадокс №4.
Парадокс №5
Ну, и наконец, парадокс №5. Всё что является «оружием» должно храниться в соответствии со статьёй №59 814-ПП. Приведём статью полностью:
- Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, её территориальные органы, органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного оружия.
Таким образом, к хранению нелицензируемых видов оружия применяются такие же требования, как и лицензируемым. Что является весьма забавным моментом, ибо к нелиценцируемым видами оружия относятся газовые балончики, электрошокеры, пневматика от 3,5 Дж до 7,5 Дж (это та, которая всем знакома по пневмотирам в парках), а также «списанное оружие» (холостое и учебное).
Что можно коллекционировать гражданам по лицензии на коллекционирование
Итак, что можно коллекционировать гражданам по лицензии на коллекционирование, выдаваемой Росгвардией:
- Старинное (антикварное) оружие,
- копии старинного (антикварного) оружия,
- реплики старинного (антикварного) оружия и
- холодное оружие, имеющее культурную ценность,
- а также гражданское огнестрельное оружие и патроны к нему.
Тут стоит отметить, что понятие коллекционирование не тождественно понятиям приобретение и хранение. Таким образом, коллекционная лицензия является только лишь основанием для выдачи лицензии на приобретение оружия, а покупка и хранение гражданского огнестрельного оружия осуществляется на основании соответствующих лицензий и разрешений.
Тут открывается очередная проблематика, но основанная исключительно лишь на практике применения (толкования) Росгвардией существующего законодательства. Так, часто коллекционная лицензия трактуется, как некое дополнение, которое позволяет владельцам оружия приобретать оружие свыше установленных ограничений (в настоящее время граждане без коллекционной лицензии могут единовременно владеть до 5 единиц гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия, до 5 единиц длинноствольного огнестрельного оружия с нарезным стволом, до 2 единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения, до 5 единиц газового оружия). Функционально гражданское оружие в РФ можно разделить на две основных категории: охотничье оружие (включая спортивное) и оружие самообороны. Коллекционирование оружия является самостоятельным и самодостаточным направлением деятельности, что закреплено 150-ФЗ и 814-ПП. Таким образом, любые ограничения при получении коллекционных лицензий гражданами, которые не ещё являются владельцами огнестрельного оружия или не имеют необходимого стажа для приобретения нарезного оружия, являются надуманными.
Коллекционирование оружия и патронов, а также околооружейное коллекционирование является одним из интереснейших, древних и традиционных видов коллекционной деятельности. Существует даже прикладная историческая дисциплина – историческое оружеведение. А, как известно, любой образец материальной культуры рано или поздно становится историей. Оружие можно изучать и в музеях, и по книгам, и по фотографиям. Некоторые такие книги сами по себе являются коллекционными экземплярами. То есть, не обязательно непосредственно коллекционировать именно оружие, чтобы изучать данные вопросы. Но когда удаётся совмещать все грани исследовательской деятельности – это, безусловно, позволяет достигать высоких результатов. Изучение и коллекционирование оружейного снаряжения (кобуры, подсумки и т.д.) является составной частью униформологии – ещё одной прикладной исторической дисциплины.
Редакция журнала «Sammlung/Коллекция» выражает надежду на то, что правовые противоречия в российском оружейном законодательстве будут исправлены, и при этом права законопослушных граждан не будут ущемлены, и это приведёт к новым историческим открытиям.
Специальный корреспондент Владимир Коханкин
Изображения предоставлены автором (Фотографии не содержат изображения предметов запрещённых к обороту на территории РФ) https://dzen.ru/a/X5b5vBdy9StQWEce