Выставка оружия Ближнего Востока открыла программу Дней Эрмитажа в Екатеринбурге. 07.10.2024 – 09.03.2025.
7 октября 2024 года в Выставочном центре «Эрмитаж – Урал» Екатеринбургского музея изобразительных искусств прошло торжественное открытие выставки «“Узоры золота на стали…” Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков» из собрания Государственного Эрмитажа.
Выставку можно посетить до 9 марта 2025 года по входному билету в Центр «Эрмитаж – Урал» (Екатеринбург, ул. Вайнера, 11).
На экспозиции представлено более 200 предметов вооружения из стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Кавказа, объединённых в несколько тематических блоков. Среди экспонатов – холодное и огнестрельное оружие, защитное вооружение, а также предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с воинской культурой.
В исламской культуре внешняя оболочка предмета, в том числе оружия, несёт комплексную информацию. Её можно прочитать в материалах и техниках, элементах орнамента и образах декора предметов, однако для этого нужно знать их «язык». Одним из тех, кто владел им, был Иван Алексеевич Бунин. Поэтому в названии выставки звучит строка из его стихотворения «Тайна», которое сопровождает, благодаря своей точности, весь разговор об оружии.
В первом, вводном разделе выставки, кураторы сопоставляют боевое оружие, представленное в первую очередь трофеями русско-персидской войны 1826 – 1828 годов, и не боевое, предназначавшееся исключительно для ритуальных церемоний.
Второй, центральный раздел экспозиции, посвящён украшению оружия. Представленные здесь экспонаты демонстрируют, что мастера уделяли одинаковое внимание как функциональному назначению оружия, так и его внешнему виду.
Заключительный раздел выставки рассказывает о всаднической культуре, важнейшей составляющей ближневосточного мировоззрения. Представленные элементы конского снаряжения показывают коня не только как средство передвижения, но и как роскошь, а также демонстрируют уважение, с которым относились к нему главные носители воинской всаднической культуры Ближнего Востока – рыцари в «сверкающей броне».
Выразительность исламской воинской традиции особенно ярко проявляется в картинах европейских художников, побывавших «у магометан». Иной взгляд на действительность практически всегда вызывал неподдельный интерес, причём взаимный. Кураторы выставки решили подчеркнуть это взаимовлияние культур Востока и Запада, представив восточное оружие в сопровождении работ европейских художников на соответствующую тему.
Кураторы выставки – Всеволод Николаевич Образцов, заведующий сектором оружия Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, эксперт Национальной Ассоциации оружейных экспертов «НАОЭ», и Елена Игоревна Малозёмова, научный сотрудник Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.
К выставке будет выпущен научный иллюстрированный каталог «“Узоры золота на стали…” Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков» Издательским отделом Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Выпуск запланирован на конец 2024 года.
Подробная информация о выставке
Ещё в древности на Ближнем Востоке сформировалось представление о войне как о ритуале, сакральном действии, участие в котором требовало соответствующего облачения. Во многом поэтому оружие не разделялось на боевое и не боевое – оно делилось на оформленное или не оформленное, а точнее оформленное скромно. Любой владелец клинкового и огнестрельного оружия считал необходимым для него быть не просто функциональным, но и выразительным внешне. Эстетическая составляющая оказывалась неотделимой от функциональной.
Даже в оружии Нового времени сохранился этот элемент ритуальности, и примеры тому представлены на выставке. Определить их можно благодаря особенно выразительным образам, которые появляются в декоративном оформлении.
Важной особенностью оружия Ближнего Востока является использование «узорчатой» и, в первую очередь, булатной стали. Она ценилась не только из-за красоты и физических свойств, но и благодаря сакральному значению узоров. Игра светлых и тёмных тонов в узоре булатной стали создавала образ воды, один из важнейших для ислама – достаточно вспомнить, что у мусульман омовение входит в число важнейших ритуальных практик. Это переводило клинок из категории земного орудия в орудие метафизическое. Узор булата даже часто становился основным украшением оружия, а остальные элементы только подчеркивали его значимость.
Доспехи и клинки дополнялись золотыми и серебряными орнаментами – теми самыми «узорами золота». Мастера при помощи разных техник наносили их на все детали оружия. В оформлении оправы холодного и огнестрельного оружия, колчанов, налучей, щитов, а также конского снаряжения мастера использовали тканевые вставки, инкрустации костью, росписи и вышивки, которые служили яркими цветовыми акцентами. Орнаменты при этом сочетались с разнообразными сценами с участием животных и людей, что опровергает представление в сознании европейцев о том, что исламская культура запрещает изображения живых существ.
Однако именно орнаментальность – одна из наиболее известных особенностей исламской художественной культуры, и оружейное мастерство здесь не стало исключением. В оружии встречаются все виды орнамента, известные в искусстве ислама: эпиграфический, геометрический и растительный.
Эпиграфика – это чаще всего цитаты из Корана и воззвания к Аллаху, которые позволяли воинам чувствовать себя под защитой. Геометрические узоры принимали разнообразные формы – «плетёнки», «волны», «спирали», «розетки», схемы перфорации и даже клейма мастеров.
Тем не менее, чаще всего оружие оформляли именно растительными композициями. С одной стороны, математически стройно организованный растительный мотив сохраняет важную для ислама идею упорядоченной абстракции. С другой, в нём звучат образы природы, а значит и идея жизни, что особенно примечательно для оружия. Растительные компоненты напоминают и о райском пространстве, поскольку арабское слово «рай» означает одновременно и сад.
Орнаменты, доминирующие в оформлении предметов вооружения Ближнего Востока, иногда по воле мастеров содержали и другие образы, словно скрывающиеся от посторонних глаз. Такой эффект таинственности присущ всей мусульманской культуре. Тонкую грань между явным и скрытым сумел увидеть пристальный взгляд стороннего человека, взгляд Бунина в его «Тайне». Внимательный зритель увидит в переплетающихся линиях изображения рыб и птиц, а в обоймицах ножен и завершениях дужек перекрестий сабель и кинжалов – образы мифических существ. Живая природа оружия подчёркивается изображениями людей, среди которых первым оказывается образ красавицы, идейно сопряжённой с розой – главным цветком исламского сада, героиней персидской поэзии.
Главной военной силой ближневосточных армий была легкая конница, что требовало сочетания надёжности и лёгкости защитного вооружения. Общность тактики стала причиной сходства доспехов, применявшихся во всех странах Ближнего Востока: облегчённого шлема полусферической или конической формы, кольчатого или кольчато-пластинчатого доспеха и круглого щита. При этом доспех являлся не только средством физической защиты, но и одеянием, предназначенным для любого торжественного случая.
Выставка «“Узоры золота на стали…” Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков» (0+) будет представлена с 8 октября 2024 года по 9 марта 2025 года в Центре «Эрмитаж – Урал» по адресу ул. Вайнера, 11.
Екатерина Киселёва, Екатеринбургский музей изобразительных искусств: «Каждый следующий проект из эрмитажного собрания ошарашивает своей непохожестью на предыдущий. Сегодня мы представляем шедевр экспозиционной работы, образец красивой музейной подачи очень сложного материала», – сказал Никита Николаевич Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
«Это большая выставка, и она не только об оружии. Это выставка и о мусульманской культуре, в которой оружие играет важную роль. Возможность говорить о культуре – это умение Эрмитажа, потому что, наверное, только Эрмитаж – большой, разный, многоликий – может создать портрет культуры так, как это получилось здесь», – отметил Дмитрий Владимирович Любин, заведующий Отделом «Арсенал» Государственного Эрмитажа.
В церемонии также приняли участие: Роман Викторович Дорохин, заместитель Министра культуры Свердловской области, Илья Николаевич Марков, начальник Управления культуры администрации Екатеринбурга, а также кураторы выставки – Всеволод Николаевич Образцов, заведующий Сектором оружия Отдела «Арсенал», и Елена Игоревна Малозёмова, научный сотрудник Отдела «Арсенал».
На экспозиции представлено более 200 предметов вооружения из стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Кавказа, объединённых в несколько тематических блоков. Среди экспонатов – холодное и огнестрельное оружие, защитное вооружение, а также предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с воинской культурой.
В исламской культуре внешняя оболочка предмета, в том числе оружия, несёт комплексную информацию. Её можно прочитать в материалах и техниках, элементах орнамента и образах декора предметов, однако для этого нужно знать их «язык». Одним из тех, кто владел им, был Иван Алексеевич Бунин. Поэтому в названии выставки звучит строка из его стихотворения «Тайна», которое сопровождает, благодаря своей точности, весь разговор об оружии.
«Эта выставка – для всех, кто устал торопиться. Культура, про которую мы рассказываем – культура неторопливая, созидательная. И на этой выставке получилось создать редкую возможность остановиться, посмотреть по сторонам, подумать и немного отдохнуть», – рассказал об одной из целей выставки Всеволод Николаевич Образцов.
«Мы действительно привезли оружие Ближнего Востока, чтобы вы на него посмотрели, а его – для того, чтобы оно со всем нами поговорило. Но не звоном металла или залпом оружейных стволов – мы намеренно оставили курки невзведёнными. Сами золотые узоры оружия говорят негромко, но очень внятно, о той самой культуре, которую делали люди, и о самом важном и ценном, что есть у человека – о жизни и о мире», – отметила Елена Игоревна Малозёмова.
Подробнее о выставке: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2024/news_319_24/?lng=ru.