Весьма большое число людей неравнодушны к оружию, но коллекционировать его сложно и часто опасно. В военном музее города Таганрог совсем недавно был случай, когда молодой человек зашел и просто взял со стенда автомат Калашникова, он просто хотел использовать оружие по назначению.
Конечно, его задержали, не без травм для владельца коллекции, который кинулся в погоню за вором. Но это одна из благополучно закончившихся историй, в ходе современных войн часто в руки противоборствующих сторон попадают экземпляры из частных коллекций.
Прикосновение к настоящей истории
У коллекционеров сложный путь, свои «сокровища» они собирают долго и у каждого предмета своя уникальная история, поэтому объяснимо желание показать свое собрание людям. Антикварное оружие, как ничто другое, может передать дух прошлого в борьбе за обладание или для защиты отдельных территорий. Чаще всего начало стихийно, собирается все, что напоминает увиденное в фильмах или на иллюстрациях в любимых книгах, систематизация начинается потом.
Тематические коллекции чаще всего формируются по следующим признакам:
- привязка к месту проведения боевых действий;
- страна-производитель;
- технические характеристики (калибр, ударно-спусковой механизм и прочее);
- задачи (военное, охотничье, спортивное, дарственное, а может даже оружие преступления).
На территории России самые распространенные коллекции связаны с Великой Отечественной. В качестве примера можно привести частного коллекционера из Троицка Леонида Шадымова, который обладает собранием из более чем двух тысяч экземпляров раритетных предметов, общая стоимость отдельных экспонатов по оценкам экспертов около 300 тысяч рублей. Особенно ценны действующие модели. А такие есть в его коллекции как производства СССР, так и из Германии, Финляндии, Чехословакии и других стран.
Кто-то собирает дореволюционное оружие царской армии или близкое им по основному направлению службы обмундирование, например, оружие и форму пограничных войск. Одна из самых больших коллекций по последней тематике принадлежит жителю Республики Беларусь Алексею Тикунову. Он даже затрудняется назвать точное название экземпляров своей коллекции, но может рассказать много интересного.
Коллекционер отмечает, что форма пограничников начала XX века отличалась более высоким качеством, чем в армии, брюки были галифе, так как обязательной частью формы были сапоги. Но есть у него и экземпляры снаряжения красноармейцев. Что интересно, шинели начала века были американского производства, с них спарывали оригинальные пуговицы и пришивали советские со звездами. Есть у него множество буденовок и противогазов.
Один из первых противогазов немецкого производства времен Первой мировой сделан из собачьей шкуры. Экземпляры весьма и весьма дорогие, например, танковый шлемофон подразделения РКК из кожи в полной комплектации оценивается в 30 тысяч рублей, а полевое снаряжение командира РККА 1930-х годов: кобура с ремнями и чехлом под свисток — 24 тысячи рублей. Поэтому на таких предметах можно неплохо заработать, а чем дальше от событий, тем их меньше можно найти и тем они дороже.
Отдельное место занимают бронемобили, вездеходные джипы, мотоциклы и даже танки. Но это чаще всего вотчина крупных музеев, а не частников, так как, например, стоимость передвижной коллекции бронетехники «Донского военно-исторического музея» более 100 млн рублей, и как бы соблазнительна она не была, далеко не каждый может себе позволить приобрести себе хоть один экземпляр.
Особой ценностью пользуются награды. В настоящее время, например, немецкий серебряный крест, которым были награждены около 25 тысяч человек оценивается в 300 тысяч рублей.
Каждое приобретение — отдельная детективная история
Раскопки на территории Российской Федерации не запрещены, но конкуренция между отрядами, каждый из которых рассчитывает на прибыль, достаточно высокая. Все это на уровне личных контактов и устных договоренностей. Отдельный вопрос — перемещение через границу, желающий продать иностранцу предмет своей коллекции рискует попасть под статью 188 УК РФ как продавец «культурных ценностей». Необходима историко-искусствоведческая экспертиза в Росохранкультуре и множество других сложных процедур. Нарушение влечет наказные от огромных штрафов до лишения свободы, а соблазн нарушить весьма велик.
Причем и для хранения оружия необходимо множество разрешений и учет действующего законодательства. Не очень давно в Москве состоялся суд над участником ВОВ, который коллекционировал стрелковое оружие. Оправдать пенсионера удалось только благодаря тому, что экспертиза признала оружие непригодным для стрельбы. И таких случаев достаточно много.
Еще одна проблема коллекционера — восстановление «товарного» вида и борьба с коррозией. Для первого часто нужна техническая документация, которая может стоить отдельных весьма и весьма больших денег. Кроме того, материалы для восстановления в большинстве своем токсичны и необходимо работать в маске и перчатках. Для борьбы с коррозией все вообще на уровне «алхимии», у каждого коллекционера свои методы и часто они также требуют работы в средствах защиты, вплоть до противогаза.
Поэтому путь военного коллекционера не легок, но интересен. Во времена СССР многие ушли в подполье, так как те, кто этого не сделал, были арестованы и потеряли свои собрания. Сейчас же есть несколько объединений военных коллекционеров, которые могут помочь начинающим разобраться во всех нюансах. https://dzen.ru/a/Y7vZEA9kbUua9yG6